Почему конкуренция устарела и что придёт на её место?

Error get alias
На этот вопрос ответит
Дарья Ведерникова
руководитель центра продуктов для предпринимателей МТС Твой бизнес.
В чём парадокс сегодняшнего дня?
Кажется, мы очень довольны нашей жизнью, при этом мы слышим достаточно много тревожных звоночков: о глобальном потеплении, о разрушении озонового слоя, о перенаселении. И каждый день нам приходится принимать решения и думать об изменениях, чтобы не оказаться за бортом современности.

За последние 200 лет глобальная экономика выросла в 250 раз.

Принято считать, что всё хорошее, что может быть об этом сказано, относится к развитым странам, на самом деле «жить лучше» стали буквально все. Тогда как в 1820 году 84% мирового населения всё еще жили в крайней нищите, к 1981 году этот показатель снизился до 44%, а сегодня он не превышает и 10%.
Такие результаты стали возможны благодаря людям, у которых были идеи
Адам Смит, Карл Маркс, Милтон Фридман — эти люди создали правила игры и заложили основы капиталистической идеи, которую разделяют сегодня большинство стран.

Главная цель — экономический рост. И сегодня мы видим, как всё это получается. ВВП растёт кратно во всех регионах и мире в целом, в любом отчёте и любом измерении. А значит эти идеи мыслителей прошлого дали свои результаты. С этим трудно спорить.

Но в чём же тогда проблема? Почему мы чувствуем тревожность за наше будущее, хотя должны были бы наслаждаться успехом капиталистической идеи и пожинать плоды.

«Подлинная проблема человечества заключается в том, что у нас эмоции эпохи палеолита, средневековые институты и технологии богов», — Эдвард Уилсон, социолог

Правила, по которым мы «играем в экономику» были заложены 100-150 лет назад. Но что меняется сегодня?
Концепция «полного и пустого мира»
Её автор, Герман Дейл, считает, что мы не можем больше продолжать своё развитие, как это было раньше:

«По причине экспансивного экономического роста, начиная со времен второй мировой войны, мы живём теперь в мире, который можно назвать «полным», однако ведём себя так, как будто живём в «пустом» мире, богатом пространствами и ресурсами, которых будет всегда достаточно»

В этой концепции ПОЛНЫЙ МИР характеризуется перенаселением, исчерпанностью ресурсов, прогрессом, который приближает катастрофу. При этом ПУСТОЙ МИР — это пространство, где места хватает всем, ресурсы бесконечны, а прогресс — это главная ценность.
«Полный мир» — это наша реальность и контекст, который нужно учитывать и искать баланс
Именно в этой ситуации так важно учитывать интересы соседей, клиентов, конкурентов, а в рамках привычной конкуренции и стремлении к бесконечному росту сделать это будет крайне сложно.

Так что лучший выход — коллаборация и переход к устойчивому развитию. Для того, чтобы активно двигаться, видоизменяться и соответствовать современности, важно понять, зачем вообще это нужно делать.

Здорово, что бизнес сегодня умеет находить ответ на этот главный вопрос. При этом не всегда он связан с экономической эффективностью, иногда — это просто желание быть вместе со своими клиентами.
Крупный бизнес, который построен эффективно, также эффективно может решать социальные проблемы.
Кейс Walmart.
В 2005 году, когда у компании были высокие экономические показатели, она подверглась критике за собственную эффективность. 54% клиентов Walmart считали политику компании агрессивной и неэтичной по отношению к локальному малому бизнесу.

В этом же году случился ураган «Катрина», и всё то, за что Walmart порицали, помогло компании включиться в проблему и помочь обществу пережить последствия катастрофы эффективнее, чем это сделало государство.

У Walmart была отлаженная логистика и широкая представленность, что помогло обществу в кризисный период восстановления после урагана.

После этой ситуации критики пересмотрели свой взгляд на компанию. А Walmart, в своё время, объявил о трёх ключевых целях экологического развития:
- переход на возобновляемые источники энергии
- сокращение отходов
- продажа продукции, сохраняющих ресурсы и окружающую среду

Спустя всего 3 года компанию признали #3 среди 27 ритейлеров по оценке этической репутации

А с 2017 году компания экономит более 1 млрд долларов в год на возобновляемом топливе для своего транспортного парка.
Понравилась статья?
Error get alias
Error get alias
Другие вопросы из рубрики БИЗНЕС
В этом разделе ключевые бизнес-тренды, которые влияют на будущее