Как креативные индустрии трансформируют экономику?

Подпишитесь на рассылку. Три главных вопроса о будущем.
Каждую пятницу. Без спама.
Error get alias
На этот вопрос ответит
Екатерина Черкес-заде
В него входит Британская высшая школа дизайна, Scream School, Московская школа кино, МАРШ, Moscow Music School, проект по предпринимательству Ubusiness, School of Education, Moscow School of Contemporary Art и Moscow Food Academy.
«В условиях перехода от сырьевой экономики к экономике идей, креативные индустрии становятся движущей силой развития экономики, генерируя более 2 млрд долл. и обеспечивая рабочими местами 29,5 млн чел. В дополнение к экономическим выгодам креативные индустрии оказывают благоприятный эффект и на другие сферы жизни. К креативным индустриям относятся изобразительное искусство, дизайн, архитектура, мода, фотография, кино, музыка, исполнительское искусство, игры, ТВ, радио, новые медиа, реклама, издательское дело», — говорит Екатерина, наш эксперт.
Креативные индустрии помогают диверсифицировать производство и экспорт, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой
По данным исследования EY (2018) на креативную экономику приходится около 3% мирового ВВП. Благодаря цифровизации и растущему сектору сферы услуг, креативные индустрии растут в 3–5 раз быстрее, чем экономика в целом. В таких странах, как Великобритания, США, Германия, Китай, Австралия, доля креативного сектора в национальном ВВП достигает 3–6%.

  • По допандемическим данным, креативные индустрии Германии зарабатывают больше, чем энергетика, химическая промышленность и финансовые услуги.

  • Каждая шестая компания в Берлине работает в креативных индустриях

  • Клубная сцена Берлина ежегодно приносит 168 миллионов евро

Для сравнения, доля креативных индустрий в ВВП России не превышает 1%.

Чтобы поддержать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (к которым относится и Россия), ООН объявила 2021-й год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. В эпоху пандемии стало понятно, что креативные индустрии могут оказаться той самой отраслью, которая может перезапустить экономику. Для того, чтобы это произошло, нам нужно искать новые точки роста, пересматривать меры поддержки предпринимательства и встраиваться в глобальную повестку.
Креативные индустрии создают рабочие места и привлекают таланты
Главный ресурс и источник роста креативной экономики – это человеческий капитал. По последним данным, в креативных индустриях стран Европы занято свыше 7,6 миллионов человек. Это больше, чем в телекоме, химической и автомобильной промышленности вместе взятых. Перед нами как перед университетом креативных индустрий стоит задача — интегрировать специалистов креативных индустрий в городскую среду.

Аналогично и городским управленцам нужно изучать креативную экономику, чтобы понимать, как конкурировать за таланты. Развитая образовательная инфраструктура и благоприятная предпринимательская среда — основа для привлечения перспективных профессионалов и удержания талантов, особенно в регионах, где креативные индустрии могут стать драйверами экономического развития.
Креативные индустрии играют ключевую роль в цифровой трансформации
Особенно это стало заметно, когда пандемия буквально парализовала реальный мир и перевела всю планету в режим онлайн.
В то время как традиционные отрасли приостановили свою работу, люди смотрели сериалы и онлайн-концерты, занимались творчеством, скачивали книги и делали покупки в онлайн-магазинах.

И хотя многие креативные индустрии — прежде всего, музыкальная индустрия, кино, театры и музеи, — потеряли в пандемию до 90% своих доходов, некоторым отраслям все же удалось выстоять. Так, игровая индустрия не только осталась на плаву, но и выросла — на 9%. Для ряда отраслей пандемия оказалась толчком в сторону инноваций: креативные предприниматели начали смотреть в сторону цифровой одежды, сериалов в жанре "screenlife" и более удобных для пользователя онлайн-интерфейсов.
Креативные индустрии создают новую городскую среду
Креативные индустрии положительно влияют на туризм.
Взять, к примеру, «эффект Бильбао», когда благодаря одной знаковой постройке — филиалу Музея Гуггенхайма в портовом городке Бильбао в Испании — удалось преобразовать целый город. Конечно, трансформация городской среды не происходит только с появлением одного здания, требуются комплексные меры и поддержка местных властей.

По мнению американского экономиста и автора книги «Креативный класс» Ричарда Флориды, города конкурируют за таланты, и компании переезжают туда, где живет креативный класс. Но сейчас мы видим обратную тенденцию: большие города становятся очень дорогими для креативных специалистов, и многие уезжают обратно в регионы. Появление таких драйверов на территории небольших городов может повлиять на развитие локальной среды для креативных индустрий. Мы предполагаем, что этот тренд сохранится на ближайшие 2–3 года.
Другие отрасли развиваются благодаря креативным индустриям
Креативные индустрии — это источник инноваций, поэтому они должны системно интегрироваться в смежные области, чтобы повышать конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Например, дизайн способен полностью изменить наше отношению к тому или иному продукту в абсолютно любой отрасли, — от ритейла и фуд-индустрии до автомобильной промышленности.

Еще один интересный путь развития — это диверсификация портфеля, когда крупная компания или инвестор начинает заходить на территорию креативных индустрий. Так, Яндекс инвестировал в производство «Смешариков», Сбербанк в рамках сделки с Rambler Group вложился в создание контента для Okko, а Роман Абрамович выступил учредителем частного фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм».

«Кроме того, креативный бизнес имеет большое социальное значение — с помощью своих проектов, товаров, услуг он привлекает внимание к проблемам, формирует новые ценности и становится важной частью устойчивой трансформации городов. А инвестиции в творческий бизнес — как со стороны государства, так и со стороны частных компаний, — позволяют масштабировать проекты и усилить эти эффекты», — так завершила наш диалог Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University.
Понравилась статья?
Error get alias
Error get alias
Другие вопросы из рубрики БИЗНЕС
В этом разделе ключевые бизнес-тренды, которые влияют на будущее