Как бизнес услышал бизнес?

Подпишитесь на рассылку. Три главных вопроса о будущем.
Каждую пятницу. Без спама.
Error get alias
На этот вопрос ответит
Дарья Ведерникова
Руководитель центра продуктов для предпринимателей МТС Твой бизнес.
Дарья рассказала, как их команда поддержала предпринимателей в сложный момент всеобщего локдауна и объединила малые бизнесы из 38 городов нашей страны.
«Если мы завтра проснемся, а весь малый бизнес исчезнет, у нас совсем не останется локальной культуры предпринимательства: кофеен, цветочных лавок и фермерских молочных продуктов во дворе дома. И наша жизнь станет гораздо менее удобной. Поэтому мы хотим по мере своих возможностей помогать предпринимателям и создаём продукты для них, строим комьюнити»
«Знаем лично» — социальный проект, рожденный в пандемию 2020.
Это интерактивная карта, на которой представители малого бизнеса могут рассказать о себе и предложить свои товары и услуги, а ещё — коллаборироваться друг с другом и выручать в сложные моменты.

Карту мы запустили весной 2020 года, во время карантина, как проект поддержки, чтобы объединить интересы малого бизнеса и живущих рядом людей. Нашей главной целью было помочь предпринимателям выжить в это непростое время абсолютной неопределённости. Нам хотелось показать людям, что та самая любимая шаверма у метро или барбершоп в доме продолжают бороться за существование и готовы кормить и стричь своих гостей.

Каждый день мы добавляли на карту новые города, рассылали сотни тысяч смс по нашим абонентам с призывами помочь малому бизнесу, делали платную рекламу, делали PR-интеграции. Резиденты карты «Знаем лично» стали амбассадорами нашей рекламной кампании. Постепенно карта «Знаем лично» расширилась до 38 городов. На неё «нанесли» около 3 500 предпринимателей, каждой торговой точке мы привели порядка 3-4 новых клиентов.
Мы строим комьюнити предпринимателей
Мы как команда очень верим в эту идею. Предпринимателям нужно усиливать связи, которые они наработали за время пандемии. Взаимовыручка — это единый голос предпринимателей. Сегодня малый бизнес незащищён, потому что очень разрознен, а если он объединится, научится выражать свой голос обществу и государству — их услышат. Мы сейчас всё еще на уровне, когда личный успех ценится выше общего. Коллективный успех, объединенные усилия — это следующий этап и к нему нужно прийти. МТС Твой бизнес помогает предпринимателям бесплатно в рамках проекта «Знаем лично», потому что мы понимаем, что предприниматели в будущем могут стать нашими клиентами. Наш посыл — «ты можешь нам доверять» и важно доверять друг другу.

Сегодня мы расширили наш проект. В рамках «Знаем лично» мы открыли несколько региональных онлайн-медиа, где рассказываем о предпринимателях и историях создания их бизнесов. Эти истории вдохновляют нас каждый день.
Кооперация: как бизнес помогает бизнесу
Мы поняли, что этот проект нельзя оставлять временной «пандемийной» акцией. Во взаимной помощи есть прагматика. Например, можно сэкономить на доставке какого-либо ресурса для бизнеса, поделив её на несколько предпринимателей. Мы предлагаем «шерить» ресурсы, в том числе, например, оборудование или персонал — когда одни не справляются, а другие простаивают, они могут друг другу помочь.
Сервисы МТС Твой бизнес: пространство для предпринимателей
У всех компаний есть направления B2C (business to client) и B2B (business to business) — но последнее — это просто форма и название. За каждым бизнесом стоят люди.

Неважно, какой этот бизнес: крупный, малый или микро. И когда мы в команде говорим о малом бизнесе, за ним не просто человек. Это его жизнь и персональная история. Поэтому мы в витрине МТС Твой бизнес собираем такие сервисы, чтобы помочь человеку вести свой бизнес свободнее и с удовольствием. Предпринимателям важно экономить свое время и другие ресурсы, и часто им просто некогда обернуться по сторонам, чтобы найти быстрое решение для какой-то проблемы. Это парадокс, но это так.
«Мне бы очень хотелось создать место, куда предприниматель придет получить ответы на свои вопросы, а если не найдет — скажет нам. И за месяц мы придумаем сервис именно для него. Поэтому мы так ценим обратную связь».
Экосистема — это единство непохожих. Это пространство, в котором для всех есть место
Сейчас мы создаём такое пространство для предпринимателей. Например, мы не говорим на профессиональных терминах, чтобы каждый мог понять нашу коммуникацию.

Мы уже работаем по всей России и изначально мы стремились в регионы. В столице у малого бизнеса достаточно много поддержки: субсидии, гранты, льготы и преференции. А в регионах — нужна поддержка. Кроме того, мы планируем развиваться как консультационный ресурс.

Нам хотелось бы создать платформу, которая поможет предпринимателям эффективно, без лишних проблем вести бизнес.
ТОП-3 совета для начинающего предпринимателя от Дарьи Ведерниковой
#1. Не бойтесь.

Много прекрасных бизнесов не случаются, потому что кто-то в конце испугался и не решился. Хотите попробовать — попробуйте. Пусть это будут небольшие вложения, пусть на коленке. Но хотя бы начните.

#2. Проверьте спрос: правда ли ваш бизнес будет нужен?

Попробуйте сделать самый простой лендинг на бесплатной Tilda с описанием бизнеса и кнопкой «Заказать». Когда вы увидите, что люди нажимают эту кнопку, это будет лучшим доказательством того, что ваша идея нужна и её можно развивать.

#3. Попробуйте один раз, даже если сомневаетесь.

В любом деле есть момент, когда ты близок отказаться от идеи: банк не дал кредит, что-то пошло не так или просто энергия в проекте пропадает. Разочарование появляется в любом деле. И нужно научиться преодолеть этот момент, приложить усилия и сделать это один раз, несмотря на страх и ощущение, что не получится.
Смотрите полное интервью Дарьи Ведерниковой в записи
Как бизнес услышал бизнес?
Дарья Ведерникова, эфир ReForum от 30 июля
Понравилась статья?
Error get alias
Error get alias
Другие вопросы из рубрики БИЗНЕС
В этом разделе ключевые бизнес-тренды, которые влияют на будущее